Если руководитель токсичный, лучше об этом знать заранее!
7 тревожных звоночков, которые должны Вас насторожить на собеседовании с начальником |
«А Вы вообще кто?» – плохое начало разговора от шефа. Это повод задуматься о том, а ценят ли персонал в компании, если руководитель даже не посчитал нужным подготовиться к предстоящему собеседованию с соискателем.
«Важно выполнять и прочие поручения руководства на отлично».
Ваши будущие обязанности обрисовываются очень туманно. Это долго насторожить. Как и критерии эффективности, которых нет. Адекватный руководитель всегда знает и может рассказать, какими компетенциями должен обладать кандидат на место в компании, в чем будут заключаться его функции, какая ответственность ждет сотрудника.
Призрачные ответы про заработную плату тоже повод начать сомневаться.
Если потенциальный босс утверждает, что потом Вы разберетесь с денежными вопросами или надо будет все продумать, просчитать, решить по ходу работы сотрудника, то это неадекватное отношение к сотрудникам компании.
Шеф демонстрирует тотальное пренебрежение.
Он транслирует мысль, что Вы здесь никто, заставляет чувствовать себя скованно и некомфортно, бросается фразами «Вы должны быть счастливы, что проходите тут собеседование».
Тревожно реагирует на Ваши вопросы о карьерном росте.
Возможное повышение – это то, что привлекает каждого нормального человека и, если руководитель не просто уклоняется от ответа на него, но еще и начинает раздражаться. Очевидно, что повышений уж точно не ждите.
Начальник ведет себя слишком фамильярно, задает личные вопросы, не касающиеся Ваших рабочих компетенций.
Может показаться, что начальник с подчиненными на одной волне и это даже хорошо, но, здоровая субординация обязательно должна присутствовать.
Сложности в оформлении сотрудника.
Если ещё и в этом пункте у потенциального работодателя есть только плавающие ответы, то важно задать себе вопрос: «А точно ли мне будет комфортно и безопасно работать в этом месте?».
Если вы все-таки устроились на эту работу…Варианты возможного сотрудничества с токсичным руководителем:
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: Ваша самооценка неустойчива в том числе и благодаря токсичному руководителю, Ваши заслуги самим собой не признаются, Вы не уверены в себе. Хотя… Уверены в одном, что вы слабый специалист (или уже «старый»» или… любые варианты со знаком «минус» подходят), и только на этом месте работы Вы можете работать и зарабатывать.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ: Вы быстро (или не очень) поняли весь расклад возможного развития событий, работая в данной компании, и уходите, потому что такой расклад не для Вас.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ: у Вас высокая (желаемая) должность и соответственно очень недурная зарплата. Вы терпите и не понимаете, почему остальные позволяют с собой так обращаться… И даже можно было бы так работать, но… Вы никогда не сможете социализироваться, все время будете одиноким, даже при наличии вроде бы команды. Как правило, Вы тот человек, к которому токсичный руководитель почему-то относится по-другому, не так, как ко всем, по каким-то признакам он выделил Вас из толпы. Он более корректен к Вам, но это ненадолго, это вопрос времени, когда он смешает Вас с толпой. Скорее всего, спусковым механизмом станет Ваша незначительная ошибка в период обострения токсичного руководителя. Кстати, подмечено, что периоды обострения обычно наступают после переживания сильных эмоций, неважно, положительные они или отрицательные. После подъема – резкий спад. Такие эмоции, как страх, становятся постоянным спутником сотрудников, которые работают под управлением токсичного руководителя. Возникают переживания очень схожие с описанием «Стокгольмского синдрома», когда сотрудники с одной стороны боятся своего руководителя, его агрессии, с другой стороны жалеют его, компанию, проделанную работу. Именно это поясняет, почему все-таки вокруг токсичного руководителя есть люди, есть сотрудники, которые работают с ним годами. Возникает этакая болезненная, но очень крепкая привязанность, эмоциональная привязанность.
Испытав однажды его агрессию на себе, Вы больше не хотите повтора ситуации и изо всех сил стараетесь не злить руководителя: делаете все, как он скажет и как он хочет. Только это не помогает, потому что, как написано выше, неважно, какой величины проблема, она будет раздута до комфортных руководителю размеров. Понять окончательно «что такое хорошо» и «что такое плохо» в такой ситуации невозможно. Это всегда по-разному и не представляет из себя никакой системы. Зависит от настроения, погоды, здоровья и прочих обстоятельств.
История получилась грустная, предостерегающая одних, информационная для других. Вывод хочется сделать следующий: приходят в компанию, а уходят от руководителя. Поэтому… выбирайте себе руководителя в первую очередь, а уже потом – компанию.
Круглова Анна, HR-эксперт, бизнес- консультант, коуч по личностному росту.