Хвалить за хорошую работу — дело приятное. Но иногда поведение сотрудников нужно скорректировать. Тогда на помощь приходит критика. При этом важно критиковать так, чтобы команда не потеряла боевой дух. Вам помогут правила конструктивной критики.
1. Хвалите публично, критикуйте лично.
Негативную обратную связь всегда лучше давать без присутствия других коллег, потому что в этой ситуации неприятно всем. У критикуемого возникает желание защититься, чтобы не потерять лицо перед командой, а у остальных повышается чувство тревоги. Самое плохое, что можно придумать — это жесткая критика в рабочем чате на глазах у всего коллектива. Чтобы диалог прошел конструктивно, указывайте на проблемы в личном разговоре 1 на 1.
2. Опирайтесь на факты, а не оценочные суждения.
Факт: «Когда произошло вот это, мне не понравилось такое-то твое действие, в будущем хочется, чтобы ты поступал вот так: “пример”».
Оценка: «Ты повел себя безответственно».
Оценочные суждения не несут в себе важной информации, а лишь обижают собеседника. Так что перед разговором постарайтесь вспомнить конкретные ситуации и действия, ссылайтесь прямо на них.
3. Не накапливайте критику.
Влиять на поведение других лучше понемногу, а критику выдавать маленькими порциями. Если разом вывалить на команду кучу проблем, у них появляется чувство безысходности, бренности мира и несправедливости космоса. Такое происходит, когда руководитель ждет «подходящего момента», чтобы поговорить о проблемах.
Предпочтительнее критиковать в реальном времени или сразу после. Не затягивайте с критикой. Причем лучше всего указывать на конкретное событие, которое свежо в памяти.
4. Начинайте с похвалы.
Укажите на то, что человек делает хорошо, и только потом проговорите зоны роста. Любая обратная связь будет эффективнее, если для начала сосредоточиться на хорошем. Не только потому, что это приятно. Если вам нравится какое-то действие коллеги, его можно укрепить положительной обратной связью.
5. Используйте уточняющие вопросы.
«Объясни, как ты пришел к решению», «Из чего ты исходил?». Такие вопросы помогают понять корень проблемы не только вам, но и вашим коллегам.
6. Не критикуйте в переписке!
Если вы по жизни избегаете трений и конфликтов, скорее всего, вам захочется отправить неприятную критику сообщением. Добрый совет: поговорите лично. В переписке велика вероятность понять друг друга неправильно.
7. Дождитесь, когда эмоции утихнут.
Всем тяжело, и вам, наверняка, тяжелее всех. Жесткая критика других снимает раздражение и помогает расслабиться. Но она не улучшает поведение тех, кого вы критикуете. Скорее, наоборот: такая критика создает сопротивление и неприятие. Начинать разговор стоит на холодную голову, когда все эмоции схлынули.