1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

Совместный проект ФПБ и СТВ! Смотрите эфир по пятницам (1 раз в две недели)

ТЕМА для РАЗМЫШЛЕНИЯ

Совместный проект Витебского областного объединения профсоюзов и областной газеты“Витебские вести”

ОН-ЛАЙН СЕРВИС ФПБ

Сообщить о завышении цен на продукты или лекарства можно ЗДЕСЬ↑

АРЕНДА ПОМЕЩЕНИЙ
ПЛАН ПРОВЕРОК
ВИТЕБСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВНовости🔹 Светлана Дашкевич: ТЕАТР – это любовь, одна на всю жизнь
26 октября 2022

🔹 Светлана Дашкевич: ТЕАТР – это любовь, одна на всю жизнь

Светлану Дашкевич называют театральной энциклопедией Коласовского театра. Гугл может ошибиться, а она без запинки назовет спектакли, которые шли на витебской сцене, имена режиссеров и актеров. И дело не в феноменальной памяти, а в большой любви к театру, который стал ее судьбой. Она пришла сюда в 1979-м, около 40 лет работала в литературной части, сейчас продолжает свою театральную биографию в качестве ассистента режиссера. Круглая дата, которую на днях отметила Светлана Дашкевич, стала поводом для беседы с этой интересной женщиной, которая преданно служит храму Мельпомены.

Светлана Дашкевич: ТЕАТР – это любовь, одна на всю жизнь

– Светлана Николаевна, в свое время вы выбрали другую профессию. Думали ли, что свяжете свою жизнь с театром?

– Всегда думала. Младший брат моей мамы Флориан Марцинкевич был артистом и даже некоторое время играл на коласовской сцене. Он как-то сказал, что у меня рост героини и мне надо идти в актрисы. Отец был категорически против. А мама все-таки повезла меня в Минск поступать в театральный вуз. Я провалилась на третьем творческом туре и отнесла документы в БГУ. Аттестат у меня был отличный, всего с одной четверкой, поэтому успешно сдала экзамены. И успокоилась, решив, что театр не моя судьба. Немного занималась в университетском коллективе и поняла, что по натуре я не артистка. Но театр меня не отпускал. Когда, будучи студенткой, стала встречаться с моим будущим мужем (Виктор Дашкевич – заслуженный артист Беларуси, артист Коласовского театра, ушедший в 2020 году из жизни – Прим. авт.), который вместе со мной поступал в театральный институт и прошел, Виктор сказал: «Ты не в меня влюбилась, а в театр». После четвертого курса мы поженились – можно сказать, я вышла замуж за театр.

– Первая должность в театре после пяти лет педагогического стажа в школе – парикмахер-гример. Как освоили эту профессию?

– Слава Богу, в гримерах недолго задержалась. Все актеры мне сочувствовали, помогали как могли. Потом четыре года была ассистентом режиссера, а в 1984-м меня пригласили в литературную часть, где проработала без малого сорок лет. Первое время вела театральные уроки, выступала перед спектаклями. По сути, была учительницей в театре. Относилась с большим уважением к актерам, с благоговением – к корифеям коласовской сцены. Мне довелось работать с незаурядными личностями, настоящими талантами, многие из которых не имели специального образования, но обладали природным актерским даром. Это народные артисты Беларуси Анатолий Трус, Анатолий Шелег, Иосиф Матусевич, Зинаида Конопелько.

– Вам в театре все же пригодился диплом педагога. Сначала – театральные уроки, потом – сценические чтения «Школьный театр». Вы были инициатором этого конкурса, который проводится уже 25 лет?

– Цель уроков была воспитать заинтересованного зрителя. А конкурс «Школьный театр» был задуман при художественном руководителе Валерии Маслюке как ликбез по белорусскому языку. Одно время, чтобы привлечь в театр русскоязычных зрителей, применялся синхронный перевод. Люди подключали наушники и слушали русский текст. Вскоре пришли к заключению, что это не лучший вариант. Театр национальный, здесь должен звучать родной язык. Кстати, обязательное условие конкурса – постановки на белорусском. Хотя это не единственная задача сценических чтений. Дети приобщаются к искусству, а некоторые затем пополняют нашу труппу.

– Вы и актеров учили белорусскому языку?

– Приходилось, да и сейчас бывает. Все артисты знают белорусский язык, заучивают текст, но многие думают на русском. Поэтому проскакивают какие-то слова, неверное произношение. Я всегда сидела в зале во время репетиций и записывала ошибки. По старой памяти я и сейчас хожу на репетиции и делаю замечания. К ним прислушиваются.

– И суфлером вам приходилось быть?

– Приходилось. Суфлировала и собственному мужу, когда он вводился в спектакль за две репетиции. За это время трудно было выучить диалоги и монологи в стихах. Подсказывала из оркестровой ямы. Другой случай – за час перед открытием занавеса выяснилось, что исполнительница главной роли заболела. Декорация на сцене, зрители в зале, поменять ничего нельзя. Нашли актрису, которая подошла по фактуре, но она вообще не знала текста. Я ей читала, она повторяла. Конечно, так делать нельзя, но другого выхода не было. Раскрою еще театральный секрет. Как-то приходилось начитывать исполнителю текст по телефону. Он слышал в наушнике и повторял. Но это чрезвычайные ситуации, когда надо было срочно выходить из положения. Зрители ничего не заметили. Но в истории театра осталось.

– В прежние времена, когда спектакли выпускались чуть ли ни каждую неделю, в театрах были суфлерские будки и знание текста было необязательным…

– Сегодня с такой скоростью выпускаются спектакли, что суфлерские будки не помешали бы. Кстати, в старейшем Малом театре в Москве до сих пор на сцене есть будка для подсказок и все спектакли идут при участии суфлера, который, правда, теперь сидит за кулисами.

– Работая в литературной части, вы, наверное, влияли на репертуарную политику театра?

– Когда я пришла в литчасть, ее руководитель Владимир Гончаров сказал: «Знаешь, сколько пьес я предложил режиссерам, и горжусь, что по моему совету поставили две – по роману Нодара Думбадзе «Не тревожься, мама» и «Чужой» Леонида Никоненко. Я тоже могу сказать, что «Позднюю любовь» Островского Виталию Барковскому предложила я. Заслуга литчасти – «Пазычанае шчасце» Федора Полочанина. С согласия автора мы адаптировали пьесу к нашему театру и уже сыграно более 200 спектаклей. И зрители идут на эту постановку. Вот этим я горжусь!

– Светлана Николаевна, вас называют театральной энциклопедией. По какому бы вопросу из истории театра к вам не обратиться, вы дадите ответ.

– Когда в этом живешь, сложно не знать. Ведь многие события происходили при мне и эмоционально запомнились. Я мысленно могу отмотать время, и картина появляется. Кроме того, мы от руки заполняли репертуарные листы с названиями спектаклей, фамилиями актеров – все это откладывается в памяти.

– Представляете свою жизнь без театра?

– Нет. Когда лежала в больнице, не могла дождаться, когда приду в театр. Казалось, без него не выздоровею. Театр – это любовь, одна на всю жизнь.

“Витебские вести” Фото Дмитрия ОСИПОВА.

Областные новости

04 ноября 2024

В Полоцке состоялась II конференция районного объединения профсоюзов

В Полоцке состоялась II конференция районного объединения профсоюзов, в которой приняли участие председатель Витебского областного объединения профсоюзов Юрий Деркач, председатель Полоцкого райисполкома Игорь Маркович.

04 ноября 2024

Первые профсоюзные билеты будущим медикам вручил Владимир Плыткевич

Лидер отраслевого профсоюза Витебщины сегодня принял участие в церемонии посвящения в учащиеся первокурсников Витебского государственного медколледжа им. академика И. П.Антонова.

04 ноября 2024

Василий Хватик: «Особое внимание уделялось вопросам предупреждения травматизма»

В 2024 году белорусские профсоюзные организации активно включились в посевную и уборочную кампании.

04 ноября 2024

Подвели итоги пятилетки

На XXIII отчетно-выборной конференции Витебский областной комитет Белорусского профессионального союза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий отчитался о работе за пять лет.

04 ноября 2024

Более 40 лет на страже здоровья

Более 40 лет в ДФиТ МВД по Витебской области отработал врач – оториноларинголог  Анатолий Авсюк, которого совсем недавно коллектив учреждения здравоохранения проводил на заслуженный отдых.

Районные новости

04 ноября 2024

В Полоцке состоялась II конференция районного объединения профсоюзов

В Полоцке состоялась II конференция районного объединения профсоюзов, в которой приняли участие председатель Витебского областного объединения профсоюзов Юрий Деркач, председатель Полоцкого райисполкома Игорь Маркович.

02 ноября 2024

Забота государства о детях остается неизменной

Это отметил в комментарии журналистам председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко после открытия детского дома семейного типа в Поставах.

01 ноября 2024

Александр Лукашенко поздравил Федерацию профсоюзов Беларуси с 120-летием профсоюзного движения страны

В этом году самая массовая общественная организация Беларуси отмечает свой 120-летний юбилей. “С начала прошлого века профессиональные союзы неустанно стоят на защите прав и интересов человека труда. Солидарность, справедливость, стремление работать сообща на благо страны – эти принципы всегда были и остаются основой вашей работы”, – говорится в поздравлении. Глава государства отметил, что эстафету по […]

ВИТЕБСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

14
Областных организаций отраслевых профсоюзов
88
Районных (городских) организаций отраслевых профсоюзов
9
объединенных профорганизаций
23
Районных (городских) объединений организаций профсоюзов
3028
первичных профсоюзных организаций
Более 400 тысяч
членов профсоюзов, в т.ч. свыше 98 тысяч - молодеж в возрасте до 31 года
95,6%
составляет охват профсоюзным членством общего количества рабочих

Карта сайта