С 2018 года Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) реализует программу, которая помогает семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на то, чтобы сохранить семью для ребенка, а если это невозможно – найти замещающую.
Администрация и профсоюзный комитет Филиала “Новополоцкводоканал” УП “Витебскоблводоканал” гордится, что их работник – Оксана Демко, приняла участие в программе ЮНИСЕФ “Семья каждому ребенку” и в ее семье появился Глеб.
Своей историей Оксана поделилась с журналистами ЮНИСЕФ [1].
«Спецшкола, психоневрологический интернат»: эти два слова могли стать судьбой Глеба. В свои семь лет он учился в спецшколе для детей с особенностями развития, после окончания которой путь — в психоневрологический интернат. Но у него появилась мама Оксана. За полгода жизни в семье и усиленной работы диагноз «умственная отсталость» у Глеба сняли. И заодно — полностью изменили его судьбу.
— Мама, можно я буду с тобой сидеть?
— Конечно! Садись, где захочешь!
— Ты, мама, тут будешь, а я тут сяду. Хорошо, мам?
Глеб произносит «мама» так часто, как это возможно. Будто никак не может насытиться этим словом или поверить, что оно — для него. Что теперь, в семь лет, у него, наконец, появилось это право — говорить «мама». Потому что появилась мама.
А мама Оксана — в привычной для себя суете: одновременно накрывает на стол, отвечает на вопросы детей, контролирует, чтобы дети помыли руки и не трогали кота, и рассказывает их с Глебом историю.
— В первый раз я увидела Глеба в базе данных, когда только решила усыновить ребенка. На тот момент Глеб был в Витебском детском доме. Он был косоглазый, в очках. И запал мне в душу. Пока я собирала документы, готовилась, он из этой базы пропал. И я стала искать. Нашла уже в Бегомле (Бегомльская спецшкола-интернат — прим. редакции). Он был мой.
Но у Глеба был диагноз — умственная отсталость. А у Оксаны — еще четверо усыновленных детей. И хоть сердце выбор сделало, разум соглашаться не спешил.
— Не было такого: все, я его беру, и будь что будет. Взять-то я его могу, а дальше что? Это серьезный шаг.
Программа «Семья каждому ребенку» стартовала в Гомельской области четыре года назад, а в 2022 году начала работу в Витебской области, где и живет Глеб и его мама Оксана. В рамках программы особое внимание уделяется детям с инвалидностью и детям раннего возраста.
— Вот это моя комната! Это — моя кровать, а это — кровать Кирилла. А в этот шкаф мы с Кириллом иногда залазим и прячемся от мамы! Она подумала, что мы сбежали на улицу! «А ну-ка, дети, домой!» — она сказала. А мы выскочили и сказали: «Привет!». А она сказала: «Где вы были?» — с восторгом рассказывает Глеб про свои приключения с братом Кириллом.
— Глеб тянется за Кириллом, все за ним повторяет. А Кирилл — хороший пример. Это большая удача, что так получилось: два мальчика, одногодки. Девочки тоже очень помогают, заботятся о Глебе. — комментирует мама Оксана.
Оксане было 18, когда она решила, что усыновит ребенка. В 31 год поехала в роддом за новорожденной Василисой. К 52 годам у нее уже было четверо усыновленных детей: Василиса (теперь ей 20 лет), Маша (17 лет), Варя (12 лет), Кирилл (8 лет). Все это время Оксана полноценно работала экономистом. Растить детей ей помогала мама, но три года назад она умерла.
— Если бы я встретила своего человека и вышла замуж, вероятно, были бы у меня не только усыновленные, но и кровные дети. Но я всегда знала, что усыновлю ребенка. Только не думала, что детей будет столько. Но приходил момент, когда мы с мамой понимали: «Есть силы еще на одного».
Так что в целом усыновление для Оксаны не было в новинку. Но в усыновлении Глеба в новинку было все. Смущали болезни и его возраст — раньше все дети в семью приходили здоровыми и с пеленок. Неясно было, примут ли Глеба дети. И как вообще вся эта история на них отразится. И справится ли Оксана с такой нагрузкой.
— Мне нужно было понять: «Потяну — не потяну».
Но после первой встречи появилась надежда.
— Он вышел такой: в шлепках и без очков. Очень стыдился очки носить. Но было заметно, что ему все интересно. А когда интересно, можно же научить.
Вскоре Глеб приехал к ним в гости на неделю домой, познакомиться.
Специалисты подробно рассказали Оксане, какие сложности ее ждут, если она решит забрать Глеба. Никто не рисовал радужных перспектив. Но на поддержку она рассчитывать могла. Обычно ведомства курируют только свою область вопросов: здравоохранение, образование, социальная защита. Но часто вопросы возникают на стыке разных сфер. И это усложняет получение помощи.
Программа «Семья каждому ребенку» направлена на то, чтобы семьи получали помощь комплексно и оперативно. Команда проекта — это более 20 специалистов из систем образования, здравоохранения, социальной защиты. В нее входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие эксперты. Они собраны в межведомственную группу и работают сообща.
Ссылки в статье:
[1] ЮНИСЕФ: https://www.unicef.org/belarus/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%C2%AB%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5-%D1%82%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0%C2%BB