Его называли профессором-легендой, а бывшие студенты до сих пор гордятся тем, что учились у него не только предмету, но и жизнелюбию, лидерским качествам, умению видеть суть проблемы. Доктор исторических наук, профессор Иван Мандрик особая фигура и для профсоюзной организации.
Изучать и влиять
Иван Мандрик получил второе образование в Минской высшей партийной школе и окончил аспирантуру при Минском государственном педагогическом институте. История, теория и практика профсоюзного движения стали одним из основных направлений его научных исследований. В книге «Очерки истории профсоюзов Витебщины», которая вышла в 2015 году под редакцией профессора и Ивана Возмителя, на тот момент председателя областного объединения профсоюзов, авторы пишут: “В начале 90-х профсоюзы республики оказались в кризисной ситуации. После приостановки деятельности КПБ–КПСС политические партии и общественные организации, за исключением профсоюзных, никак себя не проявили. В итоге профсоюзы взяли на себя роль важнейшего общественного института, основной функцией которого стала защита трудящихся. Однако это не было очевидно для граждан, падала роль профсоюзов в производственной и общественной жизни, слаб интерес к профсоюзной работе у рядовых членов”.
Также авторы замечают, что в 1993-1994 гг. профсоюзы не могли проявлять законодательную инициативу, утратили право надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, лишились функций оздоровления и санаторно-курортного лечения населения. Вернуть себе возможность заниматься подобными вопросами и тем самым повысить авторитет у трудящихся было невозможно без квалифицированных кадров и грамотного актива. Их подготовка стала важным звеном в работе. Иван Мандрик понимал, что образовательный процесс должен быть тесно связан с профессиональной деятельностью, являться непрерывным. Проще всего такое делать на базе собственного вуза.
Теория и практика
Филиал Международного института трудовых и социальных отношений (МИТСО) в Витебске открылся в ноябре 1994 года по инициативе Ивана Мандрика. Он же и возглавлял на протяжении 15 лет учебное заведение, ставшее преемником профсоюзного учебно-методического центра. В Госархиве Витебской области сохранились документы, которые свидетельствуют: под руководством Мандрика вуз не только готовил специалистов и повышал квалификацию профактива. Здесь велась активная научная работа, которая создавала теоретическую основу для развития профсоюзного движения с учетом ситуации в Беларуси.
В январе 1998 года утвердили программу перспективных научных исследований филиала. Они велись по теме «Соцпартнерство: концепция, проблемы, опыт». Каждое подразделение получило свое задание. Так, кафедра менеджмента работала по теме «Становление отношений социального партнерства на уровне предприятий различных форм хозяйствования». Исследование показало, что на современном этапе проблема представляет определенную трудность. Класс новых собственников только образуется, экономика предприятий находится в кризисе, деятельность профсоюзов на многих предприятиях замедляется, сокращается доля организаций, в которых заключены колдоговоры. Выход из положения искали, привлекая к работе студентов.
Кафедра общеправовых и социально-гуманитарных дисциплин разрабатывала тему социального аспекта трипартизма (системы представительства государства, работников и работодателей в регулировании социально-трудовых отношений) в республике и регионе. В 1998 году основным предметом исследования сделали молодежную политику профсоюзов. Преподаватели и студенты разработали анкеты для рабочей и учащейся молодежи, которые содержали вопросы по проблеме социальной защищенности подрастающего поколения, его доверия к профсоюзным структурам, роли профсоюзов в решении проблем молодежи и другие, опросили несколько сотен человек.
Итогом работы стали международные научно-практические конференции, которые провели совместно ФПБ и Витебский филиал МИТСО.
Оказание помощи профсоюзным организациям не ограничивалось научными исследованиями. В 1999 году в Витебском филиале МИТСО второе высшее образование по специальности «Правоведение» получили 33 человека – председатели областных комитетов отраслевых профсоюзов, их заместители, специалисты, председатели профсоюзных комитетов предприятий области. В это время работала «Школа мастерства деловых отношений профсоюзного работника». В 1999 году ее слушателями были 90 человек.
Лидер во всем
На должность директора филиала МИТСО Иван Мандрик пришел из Витебского государственного педагогического института имени С.М. Кирова (сейчас университет имени П.М. Машерова). Туда же и вернулся в 2010 году на должность профессора кафедры истории Беларуси. На тот момент ему было почти 70 лет.
– Сложно было видеть в Иване Владимировиче пожилого человека, – вспоминает заведующий кафедрой истории и культурного наследия ВГУ имени П.М. Машерова доцент Анатолий Дулов. – Даже в уважаемом возрасте оставался очень активным, живым и подвижным, заряжал позитивом и энергией. Он не останавливался в профессиональном росте, был требователен к себе и окружающим. Для коллег и студентов, которым повезло учиться у Ивана Владимировича, он и сегодня профессор-легенда.
Это негласное звание он получил в том числе благодаря своим ярко выраженным лидерским качествам. Стремился показать молодым преподавателям пример, дать рекомендации, поделиться жизненным опытом. Иван Владимирович много выступал на научных форумах, перед трудовыми коллективами, не боясь затрагивать спорные вопросы истории. Публиковал в периодических изданиях статьи по социально-экономической истории Витебщины.
Не стало Ивана Мандрика в марте 2021 года. Дочь профессора передала порядка 400 книг из библиотеки Ивана Владимировича в дар областной библиотеке имени В.И. Ленина. Это были энциклопедии по истории Беларуси, труды историков и краеведов, словари, справочники, многотомные издания классиков, биографии политических деятелей и монографии самого профессора. Сегодня библиотека Ивана Мандрика доступна широкому читателю, а его вклад в развитие профсоюзного движения страны и Витебщины трудно переоценить.
Источник – 1prof.by [1]
Ссылки в статье:
[1] 1prof.by: https://1prof.by/news/obshhestvo-i-profsoyuzy/professor-legenda-kakoj-vklad-vnes-ivan-mandrik-v-razvitie-profsoyuznogo-dvizheniya/