Вход Господень в Иерусалим – христианский праздник, основным поводом к празднованию которого стал момент входа Иисуса Христа в Иерусалим.
Тогда народ Иерусалима встречал его как особу царской крови. Праздник относится к числу двунадесятых.
Днем празднования считается последнее воскресенье перед Пасхой, или иначе “неделя вайи” (вайя – от греческого “ветка”), от названия которой и пошло второе название праздника – Вербное воскресенье, так как жители Иерусалима встречали Христа с ветками пальмы, в православии и католичестве этот символ радости заменили на вербу.
Момент входа Иисуса в Иерусалим описан в ряде Евангелий, согласно которым Господь подъезжал к горе Елеонской на осле, в то время как его сопровождала масса людей, которые устилали его путь ветвями и одеждами. Подобно встрече царя, перед Иисусом несли пальмовые ветви. При этом народ провозглашал: “Осанна сыну Давидову! Благословен царь, грядущий во имя Господне!”
Церковь трактует это событие как самопожертвование Господа за грех мира, а также как исполнение предначертанного пророчества о царском служении Христа.
В этот день верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа. Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника. После чтения Евангелия священники окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.
Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью – Воскресение Господне. Освященные ветки вербы принято хранить весь год как источник целебной силы.