Пандемия усложнила экономическую ситуацию в стране и оптимизация на предприятиях и в организациях стала неизбежным процессом. Как замечают профсоюзные юристы, не всегда руководители делают это корректно.
К правовому инспектору Витебской областной профсоюзной организации Белорусского профессионального союза работников агропромышленного комплекса Татьяне Разовцевой обратился работник одного из предприятий города Сергей Ковалёв (имя и фамилия изменены из этических соображений — ред.).
Наниматель вручил ему предупреждение об изменении существенных условий труда (режима работы). Там он указал, что переводит специалиста на четверть ставки. Мужчина решил, что процент от заработной платы – это больше, чем ничего. И подписал предупреждение. Он рассчитывал, что сможет подыскать себе новое место работы. Тем более, время у него освободилась, а денежная компенсация, пусть и небольшая, но имеется.
Через месяц работы в новых условиях Ковалёв понял, что найти новое место не получается, ситуация на рынке труда изменилась не в пользу соискателей. Тем временем, наниматель объявил о сокращении. Бухгалтерия выплатила выходное пособие из расчета зарплаты, которую работник получал, трудясь на четверть ставки. С юридической точки зрения все верно и, к сожалению, Ковалёв не может рассчитывать на большую сумму.
Это, замечает профсоюзный юрист, очень типичный сценарий увольнения. Работники соглашаются на изменение существенных условий труда в надежде не теряя работы и сохраняя пусть и небольшой заработок, подыскать новое место. К сожалению сегодня вся мировая экономика переживает кризис, и создавать новые рабочие места в большом количестве наниматели не готовы.
В итоге, человек оказывается на улице, неудовлетворенный и морально, и материально. Ведь трехмесячное пособие по сокращению рассчитывают исходя из заработной платы, которую он получат в измененных условиях – на 0,5 или 0,25 ставки.
– Если наниматель предлагает подписать документы об изменении существенных условий труда, не поленитесь показать предупреждение юристу или общественному правовому инспектору, – советует Татьяна Разовцева. – После вступления в силу новой редакции Трудового кодекса, предупреждать работника об изменении существенных условий труда наниматель обязан не позднее, чем за месяц. Этого времени вполне достаточно, чтобы получить грамотную консультацию и совет, как лучше поступить в этом случае.
Кроме того, профсоюзный юрист обратила внимание, что в предупреждении должна быть четко прописана обоснованная производственная, организационная или экономическая причина, по которой наниматель вынужден изменить существенные условия труда, к которым относится и режим работы. Между обоснованием причины и новыми условиями труда должна быть связь. Иначе решение нанимателя не имеет правовой силы.
Виктория ДАШКЕВИЧ, “«Беларускі час»