В годы Великой Отечественной войны жители сотен белорусских городов и сел сражались с врагом, приближая Победу. Особо отличились 36 населенных пунктов, впоследствии награжденных вымпелами “За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны”. Этот знак отличия учрежден 6 октября 2004 года Указом Президента Беларуси Александра Лукашенко к 60-летию освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. За каждой из 36 цитаделей мужества стоит удивительная история храбрости, героизма и веры в одну на всех Победу, сообщает БЕЛТА [1].
Историки до сих пор поражаются тому, как красноармейцам в самый разгар войны удалось не только на 40 километров прорвать линию немецкого фронта, но и совместно с партизанами Витебщины удерживать этот коридор долгих 8 месяцев. За это время по дороге жизни, о существовании которой было доложено лично Сталину, смогли эвакуироваться более 200 тысяч мирных жителей, в тыл врага были доставлены оружие и боеприпасы, переброшены партизанские отряды, разведывательные и диверсионные группы. Именно через Суражские ворота в Витебск прибыла и знаменитая подпольщица Вера Хоружая.
“Бандит номер один”
Первые партизанские отряды на Витебщине были созданы уже в июле 1941 года. Один из них, действовавший на территории Суражского района (сейчас г.п. Сураж входит в состав Витебского), возглавил директор картонной фабрики имени Воровского Минай Шмырев.
– Сам он был из этих мест, родился в деревне Пунище Казаковской волости Велижского уезда (сейчас – Витебский район). У местных жителей пользовался заслуженным авторитетом и уважением. В 1934 году в родной деревне его избрали председателем колхоза, позже назначили директором льнозавода, а перед войной он возглавил Пудотскую картонную фабрику имени Воровского, – рассказывает Людмила Федорова, директор Суражской средней школы имени Героя Советского Союза Миная Шмырева.
Оценив всю опасность партизанского движения, оккупанты принимают кардинальные меры по уничтожению отряда.
– За голову “бандита номер один”, как Шмырева называли гитлеровцы, они обещают баснословную по тем временам сумму в 50 тысяч марок, и в придачу дом, земельный участок, корову и лошадь. Но ни один человек не выдал Батьку Миная, – говорит Людмила Федорова.
Понимая опасность, которая нависла над народными мстителями, Шмырев принимает решение разделить отряд на три группы. Одна уходит за линию фронта в советский тыл, две другие продолжают действовать.
– В ноябре 1941 года гитлеровцы проводят крупную операцию по поимке и уничтожению отряда Шмырева, в ходе которой практически все партизаны двух этих групп погибают. Начальник штаба партизанского отряда Павел Голубев был схвачен и вскоре казнен. Его вместе с другими мстителями прилюдно повесили в центре Суража. Спастись удается лишь самому Батьке Минаю и еще нескольким партизанам, – рассказывает Денис Яковлев, главный хранитель фондов Витебского областного музея Героя Советского Союза М. Ф. Шмырева.
В январе 1942 года на этой территории появляются передовые части Красной армии, а партизанский отряд Шмырева начинает возрождаться. Из советского тыла возвращается третья группа под командованием Ричарда Шкредо. К отряду Шмырева присоединяется отряд Захарова, действуют также отряды Райцева, Бирюлина и другие.
– В тот момент эти отряды действовали разрозненно, – уточняет Денис Яковлев. – Все изменил бой у деревни Плоты, который произошел 28 марта 1942 года. Отряды Райцева, Бирюлина и часть группы армейских разведчиков устроили засаду на немецкое подразделение и провели бой с успехом. Когда к врагу прибыло подкрепление, партизаны вынуждены оставить позиции, но сам бой показал эффективность взаимодействия нескольких отрядов. В апреле 1942-го прошло собрание партизанских командиров, после которого была сформирована 1-я Белорусская партизанская бригада. Командиром ее стал Минай Шмырев, комиссаром назначили Ричарда Шкредо, начальником штаба – Якова Захарова.
Путь через Суражские ворота
В феврале 1942 года на стыке флангов немецких групп армий “Центр” и “Север” в результате ударов Красной армии при поддержке партизан, в том числе отряда Миная Шмырева, образовался 40-километровый прорыв в линии немецкого фронта. В военной истории этот феномен получил название Суражские (или Витебские) ворота.
С февраля по сентябрь 1942 года через этот коридор в тыл врага систематически направлялись новые партизанские отряды, разведывательные и диверсионные группы, оружие и боеприпасы, медикаменты, а также шла эвакуация в тыл раненых партизан и гражданского населения Витебщины.
Всего же через Суражские ворота за 8 месяцев их существования эвакуировались более 200 тысяч человек.
– Разрывы в линии фронта во время войны появлялись, но существовали, как правило, недолго. А Суражские ворота действовали целых 8 месяцев, это уникальный случай, – подчеркивает Денис Яковлев. – Были также освобождены 15 сельсоветов, они полностью находились под контролем партизан.
В конце сентября 1942 года брешь ликвидировали. Но значимость ее была настолько велика, что командование Красной армии планировало провести операцию по восстановлению Суражских ворот. К сожалению, добиться этого не удалось. Связь партизан с советским тылом теперь поддерживалась только с помощью авиации. В основном на оккупированную территорию прилетали самолеты У-2, которым для посадки нужна была небольшая площадка. В летний период действовал аэродром в районе деревни Горькаво, а в зимний – на озерах.
“Немцы от нас выли как волки”
О боевых подвигах Батьки Миная в Сураже напоминает многое: его именем названы одна из улиц городского поселка и местная школа, в которой действует музей. А в школьном дворе установлен памятник детям Миная Шмырева, рассказывающий о самой страшной трагедии в жизни легендарного комбрига.
Когда немцы поняли, что предателей, готовых выдать местонахождение Батьки Миная, нет, они решили выманить его другим способом. 22 октября 1941 года арестовали четверых его детей, которых Шмырев не успел эвакуировать. Почти четыре месяца они находились в тюрьме в Сураже.
– Сохранились свидетельства местных жителей, согласно которым гитлеровцы несколько раз выносили трехлетнего Мишу к пленным партизанам в надежде, что мальчик среди них опознает своего отца – враги точно не знали, как выглядел комбриг. Но этого не произошло, и тогда они распространили листовки, пообещав пощадить детей, если Батька Минай добровольно сдастся в плен. Однако и сам Шмырев, и окружающие были уверены: это всего лишь попытка заманить его в ловушку, – отмечает Денис Яковлев.
Партизаны отряда предлагали Шмыреву организовать налет на Сураж и попытаться спасти его семью, но он понимал, что живыми выбраться из поселка народные мстители не смогут. После последнего налета враг стянул на эту территорию огромные силы, противостоять которым партизаны не могли. 14 февраля 1942 года детей Миная Шмырева расстреляли. Старшей дочери Лизе на тот момент было 14 лет, сыну Сергею исполнилось 10, Зине – 7, а младшему Мише было всего 3 года.
В музее Суражской школы нам показали уникальный экспонат – 9 дневников с рукописными воспоминаниями комиссара 1-й Белорусской партизанской бригады Ричарда Шкредо, которые он еще при жизни передал Запольской базовой школе. В одном из дневников партизан писал о том, как тяжело Минай Шмырев переживал эту трагедию. Единственное, что помогало ему жить, – записка, переданная старшей дочерью перед смертью. Девочка писала: “Папа, за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отомстишь”.
Эту последнюю весточку от любимых детей Батька Минай всю войну хранил в нагрудном кармане – у сердца. И мстил – жестоко и беспощадно. В одном из его писем говорилось: “Немцы от нас выли как волки”.
От поселка остались печные трубы да три полуразрушенных дома
Наступление на Сураж началось 11 октября 1943 года со стороны Велижа, который был освобожден 20 сентября. Проводила его 358-я стрелковая дивизия под командованием полковника Семена Врублевского. Сураж был сильно укреплен, и взять его с ходу не получилось: кругом траншеи, пулеметные гнезда, проволочные заграждения, дороги и поля заминированы. Высокие берега Западной Двины и Каспли тоже не способствовали продвижению Красной армии.
Ул. Шмырева
В июле 1941 года Минай Шмырев организовал партизанский отряд из рабочих фабрики, с апреля 1942 года – командир 1-й Белорусской партизанской бригады, благодаря которой на участке Усвяты – Велиж были созданы знаменитые Суражские ворота. С октября 1942 года – в Центральном штабе партизанского движения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. Его именем названы улицы в городском поселке Сураж, агрогородках Шапурово и Задубровье, деревнях Автушково, Присушино и Ботаничи Витебского района, а также в Глубоком и Витебске.
Ул. Курмелева
До начала Великой Отечественной Григорий Степанович Курмелев работал в органах НКВД. Партизан, командир взвода разведки отряда Шмырева, в апреле 1942 года назначен командиром партизанского отряда. В августе 1942-го бойцы отряда взорвали железнодорожный путь у станции Лосвидо Витебского района. При попытке взорвать и бронепоезд Курмелев с группой разведчиков попал в засаду около станции Залучье Городокского района и был смертельно ранен. После гибели партизанскому отряду присвоили его имя, а также улице в г.п. Сураж.
Ул. Угловского
Анатолий Ефимович Угловский отличился в бою 20 декабря 1943 года у деревни Холудное Суражского (ныне Витебского) района. При отражении контратаки противника двумя противотанковыми гранатами подбил головной вражеский танк. Это первый случай, когда на белорусской земле усилиями одного красноармейца был уничтожен считавшийся неуязвимым немецкий тяжелый танк “Королевский тигр”. Сам Угловский погиб. За проявленные мужество и героизм посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в агрогородке Вымно, а также городских поселках Сураж и Яновичи Витебского района.
Ссылки в статье:
[1] БЕЛТА: https://www.belta.by/society/view/o-surazhskih-vorotah-znal-dazhe-stalin-komu-v-gody-vojny-udalos-spastis-blagodarja-doroge-zhizni-625640-2024/