Многие жители Витебска вспоминают, как в областном центре знаменитый режиссер Александр Митта снимал фильм о Шагале и Малевиче, – пишут “Витебские вести” [1].
огда город на Двине задекорировали под двадцатые годы прошлого века. Окна домов на улице Суворова завесили старинными вывесками и разукрасили революционными лозунгами. На пустыре возле торгового центра «Беларусь» построили еврейские улочки с торговыми лавочками и синагогой, а затем сожгли, чтобы воссоздать знаменитый витебский пожар, во время которого родился будущий художник, запечатлевший себя парящим с возлюбленной Беллой над Витебском. В массовках принимали участие не только актеры Коласовского и театра «Лялька», но и простые горожане. А потом, сидя в зале кинотеатра, смотрели кадры, узнавали себя, знакомых и родной Витебск.
Но это далеко не единственный фильм, где главным или второстепенным действующий лицом был наш областной центр. На вечере в центральной городской библиотеке имени Максима Горького постарались припомнить некоторые (далеко не все) художественные киноленты, которые так или иначе имеют отношение к Витебску.
Инициатором встречи стал поэт, художник и человек влюбленный в город на Двине Дмитрий Рубаник, который презентовал фотовыставку и брошюру под названием «Витебск в кино».
– Название легендарному фильму «Весна на Заречной улице» дал живописный уголок в Витебске. Наш земляк композитор Марк Фрадкин вернулся с войны в почти полностью разрушенный родной город и рассказал о нахлынувших чувствах своему другу – поэту Михаилу Матусовскому. И тот написал стихотворение, в котором были такие строчки: «И вот иду, как в юности, я улицей Заречной. И нашей тихой улицы совсем не узнаю…». Фрадкин сочинил мелодию. Так родилась проникновенная песня послевоенных лет «Вернулся я на Родину». Автор пьесы услышал ее по радио, и тут же сложилось название – «Весна на Заречной улице». А режиссер Марлен Хуциев снял по ней фильм, – поделился своей версией Дмитрий Рубаник.
И хотя документальных доказательств данным словам нет, хочется верить в эту легенду. А вот другие факты – достоверны и доказательство их запечатлено на кинопленке.
В 1976 году на экраны страны вышло два фильма, эпизоды которых снимались в Витебске. Это детективная история «Всего одна ночь» с Михаилом Глузским в главной роли и детская комедия «Про дракона на балконе, про ребят и самокат». В кадрах знаменитый «синий» дом, площадь Свободы, еще не снесенные старые дома в начале проспекта Фрунзе, улица Ленина, по которой ходят трамваи, Суворова, Калинина, Толстого.
В 1977-м состоялась премьера боевика про учения советских десантников – «В зоне особого внимания», выпущенного на «Мосфильме». Все авиационные сцены снимались в Журжево, на военном аэродроме Витебск-Северный 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии. У картины были более 35-миллионные просмотры. Режиссер Андрей Малюков вспоминал: «Командующий военно-транспортной авиацией выделил нам этот витебский полк для съемок, он и сам снимался. И это была, конечно, мощь. Взлетал полк весь, машина за машиной. Сначала загружался весь десант — техника, личный состав. Потом он пошел на взлет, и это было грандиозное зрелище…». В главных ролях были заняты Борис Галкин, Михай Волонтир, Анатолий Кузнецов.
Еще один фильм о советских десантниках – «Точка отсчета», выпущенный в 1979 году. Съемки проходили на полигоне «Лосвидо» 103-й воздушно-десантной дивизии, а также на аэродроме в Журжево. Кинолента интересна и тем, что в ней звучат песни Владимира Высоцкого, одну из которых – «Мы вас ждем» – исполнила Марина Влади. В одном из интервью сотрудники киностудии рассказывали: директор фильма, опасаясь, что иностранная актриса потребует большие деньги, попросил Влади написать отказ от гонорара.
В восьмисерийной картине «Атланты и кариатиды» по одноименному роману белорусского писателя Ивана Шамякина не только можно увидеть витебские пейзажи, но и режиссерскую работу уроженца Бешенковичского района Александра Гутковича.
Витебская ратуша, сквер героев Отечественной войны 1812 года, мост 1000-летия Витебска, здания на Замковой улице, городские дворы вошли в фильм «Контрольная по специальности». В картине помимо московских актеров Евгении Симоновой, Руфины Нифонтовой снялся народный артист Беларуси, актер Коласовского театра Федор Шмаков.
Военная драма «Охота на гауляйтера» – художественная киноверсия ликвидации нацистского генерального комиссара округа Белоруссия в 1941—1943 годах Вильгельма Кубе – снималась в Витебске на улицах Суворова и Димирова в 2011-м. В массовке были задействованы жители города.
«Наш человек в Сан-Ремо» тоже имеет витебскую прописку. В фильме запечатлен Летний амфитеатр, где только что прошел фестиваль польской песни, знаменитая художественная роспись на стене дома на пересечении улиц Толстого и Суворова, где теперь возвышается архитектурный шедевр – Воскресенская церковь. На съемки в Витебск приезжали известные артисты Андрей Соколов, Сергей Шкаликов, Евгений Стеблов, Сергей Минаев, Владимир Маркин, группа «Мираж» и другие.
– Отдельные стенды и страницы издания посвящены актерам и операторам, которые родились в Витебске. Среди них Борис Волчек – отец театрального режиссера и актрисы Галины Волчек. Он работал с Михаилом Роммом. Другой наш земляк – Владимир Рапопорт снимал фильмы Сергея Герасимова «Молодую гвардию», «Тихий Дон», «Любить человека» и другие. Для себя я открыл имя Самуила Рубашкина, который был одним из операторов, создававших еще в довоенное время стереофильмы, – пояснил Дмитрий Рубаник.
«Витебск в кино» – второй его авторский проект, первый был посвящен шахматам в годы Великой Отечественной войны, в том числе в блокадном Ленинграде. В задумках – рассказ о священнослужителях, представителях других сфер, которые внесли существенную лепту в историю и культуру Витебска.
Татьяна Пастернак
Фото Дмитрия ОСИПОВА.
Ссылки в статье:
[1] Витебские вести”: https://vitvesti.by/obshestvo/na-vechere-v-tcentralnoi-gorodskoi-biblioteke-imeni-maksima-gorkogo-vspominali-khudozhestvennye-kinolenty-imeiushchie-otnoshenie-k-vitebsku.html