Каждое открытие выставки – праздник и для участников, и для их коллег. Но для того, чтобы вернисажи оставались значимыми и торжественными, проводить их нужно не очень часто, уверена специалист по культурно-массовой работе ОАО «Витебские ковры» Ирина Федоренко. Долгосрочное планирование и вовсе отрицательно сказывается на их качестве. Спонтанность же мероприятий помогает избавиться в первую очередь от формализма в организации и проведении.
– Самые интересные работы появляются, когда люди творят по зову души в комфортное время и с удобной для себя периодичностью, – замечает специалист.
Яркий пример душевного порыва – работы заместителя заведующего фирменного магазина Татьяны Тиханской. Ее жизнь простой не назовешь: многодетная семья, скромная жилплощадь, домашние питомцы, которых в свое время принесли дети… Откуда браться свободному времени? Но именно декоративно-прикладное творчество позволяет забыть о проблемах и делах и почувствовать себя художником.
На последней выставке на предприятии Татьяна представила 2 работы: вышитую картину «Мадонна Литта» и икону Святого Вадима.
Как понять, что коллектив готов явить свои творения на суд коллег? В этом, считает Ирина Федоренко, неоценимую услугу могут оказать председатели цеховых комитетов:
– Я прошу их донести информацию о готовящемся мероприятии до работников производства. В неформальной обстановке – во время обеда или личного разговора председатели цехкомов интересуются у мастериц, есть ли что-то новое, не хотели бы они показать это в рамках выставки. Тогда и становится понятно, насколько «созрел» коллектив. Как правило, оптимальный режим – один раз в 2 года.
Специалист замечает: для успеха лучше отказаться от тематики – она «загоняет» рукодельниц в рамки. Чем более общее название у выставки, тем больше неожиданных экспонатов она подарит. К примеру, на предприятии есть работница, которая делала цветы из лент, год спустя она стала экспериментировать с зернами кофе, а сейчас занимается вышивкой. Осваивая новые техники, сложно соблюдать тематику.
Еще один момент, который не позволяет «частить» с подобными мероприятиями, – разное качество работ. Представить свое творчество на суд коллег может каждый, однако не всем удается эстетично подать произведение. Заботу об оформлении и презентации чаще всего приходится брать на себя специалисту по культурно-массовой работе.
Подводя итог сказанному, Ирина Федоренко замечает:
– Творческих профессий на предприятии не так много – только художники и дизайнеры. Остальные работники заняты технологическим процессом, поэтому многие из них отдыхают дома, раскладывая вышивку или нанизывая бисер. Возможность поделиться результатами своего творчества с коллегами дорогого стоит. Именно поэтому мы не устанавливаем жесткие временные или тематические требования, не требуем определенного качества экспонатов.
В сложившейся эпидемиологической обстановке условия проведения выставок изменились. Презентация последней прошла в новом формате: организаторы предложили посмотреть онлайн-обозрение выставленных работ. И это не испортило впечатление от увиденного – мероприятие стало долгожданным и приятным праздником для всего коллектива.
Виктория ДАШКЕВИЧ, «Беларускі час»
Фото из архива ОАО «Витебские ковры»