Конфликтные люди окружают нас повсеместно: от них нигде не скрыться и достаточно проблематично уединиться, пишет портал psihomed.com. [1] Конфликтные люди встречаются в общественном транспорте, в магазинах, в поликлинике, в семье, на работе, в очередях, условно везде в местах общественного скопления. Для конфликтных людей важны зрители, поскольку зачастую они в душе театралы и любят конфликтовать на публику. Их не волнует, что о них подумает окружение, для них важно удовлетворение личных потребностей «здесь и сейчас». Спорные ситуации возникают на постоянной основе нередко не потому, что люди такие недружелюбные, а потому что они разные.
В последние годы стало ясно, что расстройства личности кластера В, которые в основном наблюдаются у конфликтных людей, встречаются гораздо чаще, чем считалось ранее. Одной из их основных характеристик является склонность к «эмоциональным драмам». Конечным результатом обычно является неполноценное и проблемное отношение с другими. Группа В включает антисоциальные, пограничные, истерические и нарциссические расстройства личности. Дочитав до конца эту статью, станет понятно, откуда берутся конфликтные люди, какими причинами это вызвано и, как строить с ними общение.
Вероятность того, что у каждого из нас есть хотя бы один знакомый конфликтный человек в своём окружении, который подходит под описание выше, совсем не мала. Поэтому важно, как для нас, так и для них, научиться распознавать поведение [2] и взаимодействовать с конфликтными людьми соответствующим образом. Что общего у конфликтных людей в большинстве случаев, так это их эмоциональная незрелость – черта характера, которая может создавать серьёзные проблемы в их общении.
Причины конфликтности в эмоциональной незрелости
Почему эмоционально конфликтные люди не могут договориться? Почему в спорах у индивида исчезает логика и он согласен проиграть всё, доказывая свою крутизну? Эмоционально незрелые люди не понимают и не умеют приспосабливаться к реальности. Их восприятие происходящего вокруг них искажено и существует с единственной целью – удовлетворить собственные потребности. Другими словами, их тела развились, но их умственный рост и созревание в какой-то момент остановились. Можно даже определить эмоциональный возраст человека по его поведению.
Независимо от своего эмоционального возраста, эмоционально незрелым людям не хватает чувствительности, они в первую очередь озабочены собой и своими потребностями и часто ведут себя так, что заставляют нас сомневаться в собственном здравомыслии и суждениях о реальности. Не исключено, что в общении с такими людьми мы столкнемся с трудностями или же оно окажется вовсе невозможным. Они могут быть фальшивыми, манипулятивными или импульсивными. Из-за этих недостатков им трудно жить и не испытывать серьёзных негативных последствий своих действий и поведения. Их импульсивность, например, побуждает их постоянно лгать и обманывать, поскольку чувства преобладают над разумом и моралью.
Характеристики эмоционально незрелых конфликтных людей
Важно уточнить, что диагноз может быть поставлен только после осмотра и индивидуальной оценки специалистом. Цель рекомендаций этой статьи – помочь распознать окружающих нас конфликтных людей, которые могут страдать от эмоциональной незрелости, и найти подходящий и безопасный способ общения с ними. Однако для этого необходимо знать их индивидуальные особенности.
Эмоционально незрелые конфликтные люди думают в основном о себе, и каждое их действие основано на личном желании.
Они не умеют эффективно решать проблемы в своих отношениях. Они даже склонны игнорировать их. Часто их мантра звучит так: «Просто иди дальше».
Они могут поставить себя на место других людей, но с трудом понимают точку зрения других людей.
Они очень редко чувствуют вину или раскаяние.
Они делают то, что заставляет их чувствовать себя хорошо, независимо от своих прошлых ошибок. Их поведение повторяется и приводит к одним и тем же негативным последствиям.
Они не способны к самоанализу.
Их прошлые отношения также были конфликтными и драматичными.
Они полагаются на аффективный реализм, с помощью которого отвергают или искажают действительность, чтобы легче справиться с той или иной ситуацией. Аффективный реализм основан на идее, что реальность такая, какой мы ее чувствуем, а не такая, какая она есть на самом деле.
Они импульсивны, и их решения руководствуются эмоциями, а не разумом.
Они склонны вступать во множественные отношения, не ища в них здоровой эмоциональной близости.
Их не интересует благополучие и безопасность других людей.
Они не умеют регулировать свои эмоции таким образом, чтобы поддерживать хорошие отношения с окружающими.
У них не развито чувство эмпатии.
Строить общение с трудным конфликтным человеком достаточно сложно. Что мы чувствуем, когда общаемся с эмоционально незрелыми людьми?
Не менее важно распознавать эмоции, которые вызывают в нас эмоционально незрелые и конфликтные люди. Совершенно нормально ощущать дискомфорт, тревогу, смятение, усталость и раздражение.
Разговоры в основном односторонние. Их неспособность обращать внимание на наши переживания причиняют нам боль. У нас возникает ощущение, что мы ходим по яичной скорлупе или что человек крайне негативен и высасывает наши силы. Гнев также часто присутствует в наших отношениях с эмоционально незрелыми людьми. Это вызвано постоянным пренебрежением, с которым мы сталкиваемся.
Газлайтинг – это форма эмоционального насилия, к которой часто прибегают конфликтные люди. Поэтому они угнетают нас и пытаются убедить нас в том, что наше восприятие реальности неверно. Долгие отношения с ними могут спровоцировать депрессию или тревогу.
Что мы чувствуем, когда общаемся с эмоционально зрелыми людьми?
В компании эмоционально зрелого человека мы чувствуем прилив энергии. Мы часто чувствуем благодарность за то, что были вместе. Собеседник посылает нам положительную энергию, умеет сопереживать и заставляет нас чувствовать себя понятыми.
Эмоционально зрелые люди берут на себя ответственность за свое поведение и решения, чувствуют себя плохо, когда причиняют нам боль, и извиняются за причинённую боль. Они способны думать и чувствовать одновременно. Они часто интроспективные и могут формировать глубокие эмоциональные связи с другими. Их защитные механизмы адаптированы к реальности. Они реалисты, умеют приспосабливаться и принимать вещи такими, какие они есть.
Разрешение конфликтов
Зачастую, человек во время конфликта поведёт себя привычным для него способом, он даже не подозревает о существовании разных моделей поведения человека в конфликтной ситуации.
Все отношения иногда вызывают стресс и каждый человек в конфликтной ситуации может оказаться. Однако, если стресс присутствует постоянно, вероятно, есть другая, более серьёзная проблема с одной или обеих сторон. Когда конфликт возникает между двумя равноправными и эмоционально зрелыми личностями, их усилия по его разрешению увенчиваются успехом. После этого оба чувствуют себя понятыми и близкими. Их отношения становятся ещё теплее.
Проблемы с эмоционально незрелым человеком решить очень сложно, а иногда просто не получается. Чрезвычайно важно отслеживать, когда и где мы взаимодействуем с такими людьми, а также решать, хотим ли мы сблизиться с ними в личной жизни. Как только мы встречаем конфликтных людей, мы можем выстраивать правильную тактику и менять свои ожидания, чтобы получить максимум от отношений.
Психолог К. Томас систематизировал существующие способы поведения людей в конфликтных ситуациях по двум критериям: устремлённость личности защищать личные интересы (настойчивость) и желание человека исходить из интересов другого человека (кооперация). Учитывая, эти два критерия К. Томас определил пять способов поведения при конфликте. Для простоты понимания можно вообразить их в виде образов животных.
Соревнование – конкуренция (акула)
Приспособление – утрясание (плюшевый мишка)
Игнорирование – избегание (черепаха)
Компромисс – взаимные уступки (лиса)
Сотрудничество – благоприятствование (сова).
Каждый способ поведения обладает как плюсами, так и минусами, надо учитывать в конкретике каждую жизненную ситуацию.
Ссылки в статье:
[1] psihomed.com.: https://psihomed.com/konfliktnye-lyudi/
[2] поведение: https://vitebsk.1prof.by/news/%f0%9f%94%b9-kak-kritikovat-rabotu-kolleg-chtoby-oni-vas-ne-proklyali/