Треть несчастных случаев с работниками транспортной отрасли происходят в результате ДТП, а также падения. Чаще всего травмируются люди в возрасте от 40 до 60 лет – те, кто чересчур самоуверен и пренебрегает правилами охраны труда. Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций совместно с социальными партнерами прилагает все усилия, чтобы реализовать концепцию нулевого травматизма. И в этом вопросе есть определенные подвижки – за последние полгода травматизм среди тружеников отрасли снизился.
Вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах обсудили представители транспортной отрасли в ходе Республиканского семинара по охране труда. Мероприятие организовано Белорусским профсоюзом работников транспорта и коммуникаций совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси. Участие в нем приняли порядка 60 человек – представители профсоюза, руководители предприятий, ведущие вопросы охраны труда.
Они ознакомились с организацией работы по охране труда на Белорусской железной дороге; технологическим процессом ремонта подвижного состава, условиями труда и быта в филиале «Троллейбусный парк №2» ГП «Минсктранс», а также прошли по локациям Образовательного центра безопасности жизнедеятельности МЧС.
– Причина 70-80% чрезвычайных ситуаций – человеческий фактор. Чаще всего происходят пожары. И, к счастью, за последнее время их стало меньше, – рассказал министр по чрезвычайным ситуациям Вадим Синявский. – Поэтому в нашем уникальном центре, подобных которому нет ни в России, ни в Европе, мы помогаем людям получить необходимые навыки действий при происшествиях. Здесь есть 32 локации, моделирующие различные чрезвычайные ситуации, которые могут произойти в многоквартирных и частных домах, на железной дороге, в лесу. Чтобы взрослые и дети отточили все на зубок, используются современные информационные технологии, цифровая среда, технологии дополненной реальности.
В образовательном центре состоялось пленарное заседание республиканского семинара. Об обеспечении совместного системного подхода при соблюдении законодательства об охране труда в организациях отрасли рассказал Главный технический инспектор труда БелПрофТранс Сергей Серый.
– За 1 полугодие 2022 года профсоюзные технические инспекторы труда осуществили 57 проверок, 259 мониторингов, где выявили 3575 нарушений законодательства об охране труда, – рассказал Сергей Серый. – В 12 случаях приостанавливалась работа неисправного производственного оборудования, было расследовано 19 несчастных случаев на работе. Техинспекция не только выдавала нанимателям представления об устранении нарушений, но и оказывала помощь в обеспечении безопасности труда.
Как рассказали на пленарном заседании, на предприятиях отрасли работают 4264 общественных инспектора по охране труда. За 2021 год они провели 6871 мониторингов, выдали 3928 рекомендаций на устранение 7444 нарушений законодательства об охране труда, рассмотрели 461 обращений работников, а также приняли участие в расследовании 78 несчастных случаев.
– Результатом совместной работы профсоюзов, отраслевого министерства и нанимателей за 6 месяцев 2022 года явилось снижение уровня производственного травматизма, – отметил Сергей Серый. – Больше всего несчастных случаев произошло на предприятиях автотранспорта и дорожного хозяйства. При этом не допустили происшествий организации авиационной отрасли, стабилизируется ситуация и на Белорусской железной дороге. Анализ несчастных случаев показывает, что большинство из них обусловлено действиями самих потерпевших – это нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, требований нормативных, технических и локальных правовых актов по охране труда.
– Безусловно, статистика травматизма идет на уменьшение, однако каждая человеческая жизнь – драгоценна, и мы не должны допустить их утраты, – подчеркнул заместитель Министра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина. – Совместно с профсоюзом мы регулярно проводим мероприятия по охране труда, разрабатываем нормативные документы. Профсоюз вносит предложения по корректировке условий труда, взаимоотношений с нанимателем. К примеру, в период жары водителям общественного транспорта выдается нелимитированное количество питьевой воды. Особенно тщательно контролируется режим труда и отдыха, чтобы не допускать переработок, которые могут спровоцировать аварийную ситуацию.
В свою очередь профсоюзы твердо убеждены, что «нулевой травматизм достижим» – все производственные травмы и заболевания на рабочих местах можно предотвратить. Для этого необходимо принимать дополнительные меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Главный технический инспектор труда БелПрофТранс подчеркнул: работа по охране труда и профилактике производственного травматизма дает результат, когда проводится на системной основе. Так, стоит отметить, что контроль за культурой охраны труда на рабочем месте осуществляется в рамках Тарифного соглашения между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и Белорусским профсоюзом работников транспорта и коммуникаций. Помимо того, представители профсоюзов участвовали в подготовке и доработке Межотраслевых Правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, а также Правил по охране труда при возведении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. В большинстве профсоюзных организаций БелПрофТранс вопросы проведения общественного контроля за соблюдением работниками требований по охране труда включены в Системы управления охраной труда и локальные правовые акты по охране труда организаций.