Машинист экскаватора участка землеройных и дорожных работ управления механизации государственного предприятия «Витебский ДСК» Владимир Азаров был в свое время награжден медалью «За трудовые заслуги». А ныне в преддверии Дня строителя удостоен нагрудного знака Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Ганаровы будаўнік».
В 1970-е годы Владимир Азаров, молодой выпускник профессионально-технического училища, не посчитал нужным поступать в высшее учебное заведение. Отслужил срочную в ракетных войсках. После чего стал машинистом экскаватора Витебского ДСК. И произошло это аккурат 13 августа 1979 года.
Почему выбрал в жизни именно строительную отрасль и ни разу не поменял экскаватор на другую технику? На первый взгляд, нет очевидной причины. А в действительности — прикипел душой к строительству Владимир Григорьевич еще в училище. Хорошая профессия! И на машине землеройной далеко не каждый сможет работать качественно. Настоящим экскаваторщиком, может, и не рождаются, но уж точно становятся по призванию. Без любви к тому, чем занимаешься изо дня в день, в этой сфере делать нечего. Лучше сразу уходить, если понял, что не твое.
Сейчас у Владимира Азарова работа в одну смену. Ровно в восемь часов утра он должен быть готов приступить к выполнению сменного задания. А это значит — прийти на объект пораньше, переодеться, выполнить необходимые мероприятия по каждодневному техническому обслуживанию машины, наконец оговорить с мастером или прорабом то, что должно быть выполнено за день. И — вперед. Законный 60-минутный перерыв на отдых и обед экскаваторщику положен, а вот офисные кофе-паузы — нет.
Машина требует бережного ухода, осуществлять который надобно с душой, как это и делает Владимир Григорьевич. Экскаватор работает при любой погоде, зимой и летом, хоть в лютый мороз, хоть в невыносимое пекло, причем с основательной нагрузкой и в среде, скажем так, агрессивной, когда в жару пыль столбом, в дождь — размокшая почва набухшей массой. Экскаватор, как и танк, грязи не боится, но при условии, если его хозяин ревностно следит за узлами и агрегатами, своевременно меняет масла в двигателе, трансмиссии, в гидравлической системе, системе охлаждения. Если за машиной с ленцой смотришь, экскаватор много тебе не наработает. Зато добросовестному машинисту будет служить верой и правдой долгие годы.
На своей нынешней машине Владимир Азаров трудится уже 18 лет. Шестым чувством улавливает работу механизмов и агрегатов
— по звуку, вибрации, движению, еще каким-то непостижимым образом. Человек и машина как будто становятся друзьями и союзниками, объединенными общим делом.
Конечно, многое зависит от совершенствования землеройной техники, но главенствующая роль в этом тандеме принадлежит, разумеется, тому, кто находится в кабине за рычагами управления. А по-другому нельзя. Иначе выйдет дерганье машины вместо ее филигранной работы. А вообще, что может обыкновенный с виду экскаватор? Да практически все, убежден Владимир Азаров. Например, зимой, оснащенный специальным ковшом, — рыхлить и выгребать мерзлый грунт. Выравнивать пустырь, который вскоре станет площадкой для будущего дома. Обустраивать для объекта подъездные пути. Рыть траншеи и колодцы, сооружать котлован под фундамент или дренажную систему. В тот августовский день, когда Владимир Григорьевич рассказал корреспондентам о некоторых тонкостях своей интересной и крайне ответственной профессии, он выполнял дренажные работы в микрорайоне Черемушки на объекте, где возводится 10-этажный дом КПД-39. Дренаж по периметру будущего жилого дома — дело важнейшее. Эта система позволит надежно обеспечить стабильность грунта, защитить фундамент и другие инженерные конструкции здания, а также его подвал и нижний этаж от повышенной влаги.
А между тем, если год не был в Черемушках, будешь приятно поражен, как быстро прирастает город красотой этого микрорайона. Здесь первую скрипку играет Витебский ДСК. Впрочем, как сказал начальник участка землеройных и дорожных машин Дмитрий Бурмак, сегодня строители работают и в микрорайонах Медцентр, Никрополье, и на возведении дома по улице Буденного.
Всего в ведении участка свыше 40 единиц техники: экскаваторы, погрузчики, бульдозеры. И все должно быть в исправном состоянии — в том числе и в этом заключается каждодневная работа Дмитрия Анатольевича. Кстати, в его трудовой книжке значится тоже одно предприятие: 17 лет назад, отслужив срочную в 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригаде, стал работником ДСК.
Ну, а в День строителей Владимира Азарова будут поздравлять с профессиональным праздником не только коллеги, но и его большая семья: жена, двое сыновей, два внука и две внучки. Юное поколение Азаровых подрастет и поймет, как это важно и красиво, когда работает, на первый взгляд, обыкновенный экскаватор, управляемый мастером своего дела.