Вход на соборную площадь и в храмы – свободный. Много информации о Спасо-Евфросиниевском монастыре, ее создательнице можно найти в интернете, но для тех, кто предпочитает рассказ живого человека, лучше заказать экскурсию. Конечно, об этом нужно подумать заранее – на сайте учреждения есть телефоны. Паломники также могут здесь остановиться на ночлег и отобедать в трапезной.
Соборная площадь монастыря кажется небольшой, но на ней уместилось три храма. В центре самый древний – Спасо-Преображенский, он XII века. Два других Свято-Евфросиниевский и Кресто-Воздвиженский – постройки XIX века. В каждом свои сокровища-святыни. Серебряная рака с мощами преподобной Евфросинии и воссозданный напрестольный крест-ковчег – в Кресто-Воздвиженском соборе. В Свято-Евфросиниевском – рака, где до 2007 года покоились мощи преподобной, а сейчас находятся ее вериги.
Наибольший интерес у нас вызывала церковь, построенная по благословению Евфросинии талантливым зодчим Иоанном – Спасо-Преображенская. Это к нему приходил ангел во сне и повелевал возвести храм. Да и саму Ефросинию сюда в Сельцо, согласно ее “Житию”, привел Святой Дух.
Нам повезло: одними из последних смогли зайти в Спасо-Преображенский храм – с 10 мая он закрыт на реставрацию, которая завершится к 2025-му – к юбилею монастыря, основанного около 1125 года. Государство вкладывает немалые деньги в реставрацию храма, ведь Преображенская церковь – не только достояние Беларуси, это выдающийся памятник мирового уровня!
То, что мы сегодня можем видеть Спасо-Преображенский храм внутри таким, каким он был еще при жизни Евфросинии, иначе как чудом назвать нельзя. Долгое время древняя стенопись скрывалась под двумя масляными росписями. Талантливые реставраторы раскрыли фрески XII века и сохранили две масляные живописи. Как рассказала гид Галина, специалисты сворачивали обычную марлю в несколько слоев, пропитывали органическим составом, прикладывали к изображению, а когда оно немного размокало, скальпелем снимали миллиметр за миллиметром. Снятый слой закрепляли на новую основу, так же поступали и со следующим, а фреску оставляли на стенах. Титанический труд! Чтобы представить, как это выглядело, гид показала нам изображение святого Захария, каким его нарисовали в XII веке, а затем дважды в XIX.
Спасская церковь кажется небольшой, особенно в сравнении с Кресто-Воздвиженским собором, но посетившие ее до начала реставрационных работ отмечают, что она поражает своим простором. Есть мнение, что этот эффект связан с наличием фигур и ликов святых. От купола до основания – а это 22 метра – храм расписан. В алтарной части огромнейшая фреска Богоматери Оранто (Молящаяся) – около четырех метров в высоту. И входящий сразу попадает в ее распростертые руки.
Мы увидели храм уже почти весь в строительных лесах, но все же сильное эмоциональное впечатление от его посещения получили. На потолке и стенах рисунки по библейским мотивам, а лики святых такие светлые, теплые, родные и простые. Роспись велась по сырой штукатурке натуральными красками: зеленый, наверное, получали из малахита, синий – из лазурита, красный – из киновари. Многие минералы привозились издалека. Цвета и сегодня сохраняют свою яркость – а им почти 900 лет!
Слева от входа в храм видна лестница, которая ведет в келью преподобной Евфросинии. Проход такой узкий, что даже самые хрупкие сестры не могут пробраться туда, не коснувшись стен, а ведь на них тоже фрески. Келья преподобной создана в форме креста два на два метра. На стене изображена сама Евфросиния в полный рост. Фреска написана уже после ее кончины, на ней преподобная подносит Христу модель Спасского храма. К сожалению, лик святой утрачен.
Территория храма огорожена. Каждый год здесь работают археологи и не перестают радовать сенсациями. Не так давно, например, выяснили, что Спасо-Преображенская церковь изначально была гораздо больше. По макету возле трапезной можно оценить, насколько. С северной и южной сторон у храма были пристройки – галереи. Изменилась и купольная часть: при строительстве она имела шлемовидную форму, а сейчас – золоченой луковицы. Уникальный объект получается: изнутри XII век, а снаружи – XIX.
Уверены, что нас ждет еще много чудных открытий, ведь реставрация храма продолжается, как и раскопки. Ученые изучают “Житие” святой, не прекращается и поиск святыни – напрестольного креста Евфросинии, исчезнувшего в годы Великой Отечественной.
У каждого из нас, посетившего обитель и услышавшего историю жизни преподобной Евфросинии, останется что-то свое, что больше тронуло. Может, то, что в свои 12 лет она, тогда еще Предслава, снимает богатые княжеские одежды и облачается в черную ризу, обрекая себя на скорбный монашеский путь. Ее жизнь полна подвигов, в том числе и ношение железных цепей (вериг) в 7 килограммов для смирения плоти и покорения ее духу. Или то, что она создала храм за неимоверно короткий срок – 30 недель, а мы и сейчас восхищаемся ее творением. Или тем фактом, что почила она 850 лет назад, а ее тело не тлеет и просящие возле него получают исцеление. Наверное, за все это и величают Евфросинию небесной заступницей Беларуси.
На стенах Спасо-Преображенской церкви также найдены граффити на древнерусском, латинском и польском языках. Некоторые оставили и школяры иезуитского коллегиума, когда храм на несколько веков попал в руки католиков и из него пытались сделать крипту.
Светлана Кирсанова, газета “7 дней”, фото автора и БЕЛТА.