Протодиакон Павел Бубнов, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени» — о сути и истории празднования дня Святой Троицы — в материале [1] издания “Беларусь сегодня”
Православные христиане Беларуси празднуют сегодня день Святой Троицы — Пятидесятницу. В этот великий праздник храмы украшают свежей зеленью, а приходящие люди украшают себя радостью от сопричастности великому событию, которое произошло в святом городе Иерусалиме на пятидесятый день после Воскресения Христова. Он вознесся от земной реальности в иную, Божественную, туда, где находился до Своего Воплощения. Покидая Своих учеников, Господь Иисус Христос обещал им всегда быть с ними. Это обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда в виде языков пламени на апостолов сошел Святой Дух.
С момента Воплощения Христа Спасителя, истина о том, что Бог — один по существу, но троичен в Лицах, открывалась людям постепенно. Бог Отец открыл Себя в день Крещения Господа Иисуса Христа голосом с неба, которым засвидетельствовал спасительную истину о служении Бога Сына, а Дух Святой явился в этот момент в образе голубя. Бог Сын — Господь Иисус Христос — во время земной жизни открывал Свое Божественное достоинство лишь немногим. Так было на горе Фаворе в день Преображения, где апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Его Божественную славу. В личности Христа Божественная и человеческая природа соединилась, не сливаясь и не разделяясь. Человеческая природа Христа умерла на Кресте, но воскресла в день Вознесения. Она вместе с Божественной природой вознеслась в Божественную реальность.
И вот в день Пятидесятницы ученики Христовы уже не из слов и видений, а через личную встречу узнают Бога Духа Святого. Дух Святой вселяется в апостолов, и Его силой они проповедуют по всему миру.
Человеку невозможно полностью постичь Бога. Однако отчасти мы к этому приближаемся. Важной антиномической характеристикой нашего Бога является сочетание в нем двух качеств: единства и троичности. Бог Един по существу и Троичен в Лицах.
В далеком XIV веке удивительный русский святой преподобный Сергий Радонежский, используя сложные обстоятельства того времени, сумел объяснить своим соотечественникам практическое значение истины о Боге-Троице. В то время Русь находилась под монгольским игом. А что привело к нему? Желание русских князей жить отдельно друг от друга, самостоятельно. Это желание быстро привело к постоянным конфликтам за территорию, ресурсы, население, ослабило древнерусские княжества и сделало их легкой добычей: в восточной Руси — монголов, а в западной — литовцев. Спустя более чем 100 лет ига преподобный Сергий Радонежский, с любовью и кротостью обращаясь к русским князьям, открывал им Божественную реальность Святой Троицы как модель для государственного строительства. Эти законы нужно положить в основу земной жизни и государственного строительства так, чтобы каждое княжество, сохраняя свою уникальность и самостоятельность, жило единой жизнью с остальными, служа другим своими сильными сторонами и получая помощь в своих недостатках. Преподобный Сергий не только благословил святого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, но и до этого лично объехал тех князей, которые не хотели послужить общему делу, и убедил их объединиться в святом деле восстановления русской государственности. И это дело совершилось.
Так трудности и испытания помогают нам познавать Бога и становиться лучше и сильнее. Закон взаимного уважения и взаимопомощи, открытый нам Богом-Троицей, приводит к осознанию того, что любое мое сильное качество, любой избыток материальных благ дан мне для служения другим людям. А соответственно, люди, лишенные чего-то, даны сильным для исполнения закона любви и взаимопомощи. Слабые даны сильным для того, чтобы поделиться своей силой. Этот принцип применим везде: в семье, трудовом коллективе, обществе, отношениях между государствами.
Почему нельзя было изображать Троицу на иконах и другие факты о празднике (по материалам БЕЛТА [2])
День Святой Троицы приходится на пятидесятый день после празднования Воскресения Христова. Именно поэтому праздник получил второе название — Пятидесятница.
Пятидесятница включает в себя два торжества — славу Пресвятой Божественной Троицы и славу сошествия на апостолов Святого Духа (что послужило символом вечного завета Творца с человеком). Как пишет святой Симеон Новый Богослов: “Никто не может ясно и полно постичь умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице, сколько ни читай Божественное Писание. Истинно верующий и не берется за это, но, приемля с верою написанное, в том одном пребывает, ничего более не исследуя, и, кроме написанного и того, чему научен, совершенно ничего другого не может он сказать пытливым и самонадеянно дерзающим исследовать Божественное”.
Евангельская история праздника
После того как воскресший Господь позвал учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо, апостолы с радостью вернулись в Иерусалим. Спустя десять дней наступило время Пятидесятницы. Евангелист Лука, описывая дальнейшие события, сообщает, что будущие апостолы находились вместе с Богородицей и пребывали в постоянных молитвах. “И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках” (Деян.2:1-4).
В тот момент в Иерусалиме находилось множество паломников, пришедших на праздник со всех уголков Римской империи. Люди услышали необычный шум, схожий со звуками приближающейся бури. Придя в смятение, народ устремился к дому, где были ученики Христа. Там они застали апостолов, говорящих на разных языках (которых они прежде не знали). Причем каждый паломник слышал проповедь на родном языке. Все это настолько поразило толпу, что было очевидно – действует Дух Божий.
Так Евангельское учение стало проповедоваться и распространяться по всему миру…
Интересные факты
Долгое время художникам и иконописцам запрещалось изображать Троицу, поскольку людям предстал воочию Иисус Христос. Именно Сына Божия можно было писать на различных иконах. Однако позже в христианстве появилась особая линия иконографии Святой Троицы. Так, на полотнах Андрея Рублева мы видим Троицу, изображенную в лицах трех ангелов. Это известный многим сюжет явления Творца праведному Аврааму (“И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь” (Бытие 18:1-5).
Богослужебные цвета праздника Святой Троицы — изумрудный и зеленый. По традиции верующие украшают храмы в этот день свежими веточками и листьями. Цвет свечей также меняется с красных пасхальных на желтый. В каждом приходе существует своя традиция украшения храма. Можно встретить полы, полностью выстланные свежей травой, украшенные березовыми ветвями аналои.
Праздник Троицы был установлен лишь в конце IV века. Это случилось после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе полностью был принят догмат о Троице — триипостасном Боге.
Пятидесятницу не отмечали в первое время после крещения Руси. Праздник прочно вошел в календарь только спустя практически 300 лет — уже при жизни преподобного Сергия Радонежского.
По церковному уставу до следующей Пасхи с момента Троицы разрешаются земные поклоны.
В материале использованы фото сайта Свято-Елисаветинского монастыря (Минск).
Ссылки в статье:
[1] материале: https://www.sb.by/articles/den-svyatoy-troitsy.html
[2] по материалам БЕЛТА: https://www.belta.by/society/view/troitsa-20-ijunja-pochemu-nelzja-bylo-izobrazhat-troitsu-na-ikonah-i-drugie-fakty-o-prazdnike-446742-2021/