Указ Президента Беларуси № 458 «Об образовании свободной экономической зоны «Витебск» подписан 4 августа 1999 года. За это время ее площадь выросла более чем в 2,6 раза, а объем заявленных инвестиций превысил 1,2 миллиарда долларов. СЭЗ «Витебск» стала неотъемлемым элементом инвестиционного пейзажа Витебщины, органично вписавшись в индустриальный комплекс региона и внося в его социально-экономическое развитие существенный вклад.
О дне сегодняшнем и перспективах развития СЭЗ «Витебск» будет идти речь 8 августа на международном форуме «СЭЗ: возможности и перспективы для бизнеса в новых условиях». Мероприятие приурочено к 25-летию образования СЭЗ. Накануне форума в интервью «Витьбичам» глава администрации СЭЗ «Витебск» Михаил Скурат напомнил о первых шагах и первых решениях, о ключевых событиях развития СЭЗ и заглянул в будущее территории с особым правовым статусом.
— Михаил Михайлович, давайте напомним, с чего все начиналось…
— Первоначально СЭЗ «Витебск» создана на 30 лет, то есть до 2029 года. В 2017 году этот срок деятельности продлен до 2049 года. На заре образования общая площадь СЭЗ составляла лишь 902,7 гектара и включала район военного городка № 91 (Журжево) — это 872,7 гектара, и территорию бывшего радиотехнического завода — еще 30 гектаров.
Первого резидента администрация СЭЗ «Витебск» зарегистрировала в 2000 году. Им стало немецкое предприятие «Вителла», которое благополучно работает по сей день. Оно начинало с выпуска шоколадных глазурей для ресторанов быстрого питания, таких как McDonald’s, KFC, Burger King, а сегодня также освоило выпуск широкой линейки сиропов. Отмечу, что в числе резидентов-первопроходцев были такие известные не только в Беларуси предприятия, как «ВИК — здоровье животных» и «Чесс-Бел».
— По вашим оценкам, когда завершился период становления СЭЗ, после чего администрация приступила к плановой работе по развитию территории и наращиванию потенциала СЭЗ?
— На мой взгляд, этап становления не закончен и не будет закончен никогда, потому что для успешной работы СЭЗ необходимо развиваться постоянно.
— Первоначально основной площадкой СЭЗ стала территория бывшего военно-транспортного авиационного полка, включая аэродром Витебск-Северный. Что удалось сделать на этой территории?
— Решение о включении аэродрома в состав СЭЗ «Витебск» было обусловлено наличием определенной инженерной инфраструктуры и больших по площади пустующих земель для нового строительства. С 1999 года на территории сектора 1 «Журжево» построено 14 объектов инфраструктуры на общую сумму более 30 миллионов долларов, которые полностью переданы на баланс эксплуатирующим организациям.
— Какие события или решения сыграли стратегически важное значение для развития СЭЗ «Витебск» за прошедшее 25-летие?
— Важнейшим фактором повышения инвестиционной привлекательности территорий является инфраструктурная обеспеченность. Поэтому, безусловно, основным стратегическим решением, сыгравшим значительную роль в развитии белорусских СЭЗ, в том числе СЭЗ «Витебск», является решение правительства развивать инженерную инфраструктуру свободных экономических зон за счет бюджетных средств в рамках Государственной инвестиционной программы. Только за последние пять лет в СЭЗ «Витебск» на эти цели инвестировано более 40 миллионов рублей. За это время созданы и введены в эксплуатацию новые трансформаторные подстанции и линии электропередачи, железнодорожные пути, автомобильная дорога. В числе последних проектов — строительство магистральных сетей водоснабжения в «Журжево» стоимостью 14,4 миллиона рублей. Это позволило снять все вопросы по водоснабжению реализуемых на этой площадке масштабных инвестиционных проектов: создание рыбоперерабатывающего предприятия, завода по выпуску биоразлагаемой посуды и упаковки, а также возведение цеха ИП «ВИК — здоровье животных». К слову, общий объем заявленных инвестиций по этим проектам превышает 386 миллионов рублей.
— Как за эти годы изменилась инвестиционная деятельность администрации СЭЗ, в частности, подходы к оценке перспективных инвестиционных проектов, претендующих на получение статуса резидента СЭЗ?
— Изначально свободным экономическим зонам отводилась роль площадок с привлекательными условиями для организации новых производств и создания рабочих мест. Приоритетная роль отводилась решению вопроса трудовой занятости населения. Сегодня основной упор делается на привлечение инноваций, организацию высокотехнологичных производств и создание высокопроизводительных рабочих мест.
— За четверть века в СЭЗ сформировался, если можно так сказать, костяк предприятий-резидентов, которые неизменно показывают стабильный результат. Можно ли на их примере вывести секрет успешной деятельности в особых правовых условиях СЭЗ «Витебск»?
— С начала деятельности СЭЗ «Витебск» статус резидента получили 137 компаний, многие из них работают и по сей день. На мой взгляд, основной секрет их успеха — постоянная модернизация производства и нацеленность на выпуск конкурентоспособной продукции. Именно поэтому основная масса стабильно работающих предприятий-резидентов ежегодно не стремятся вывести денежные средства, получая дивиденды, а предпочитает реинвестировать прибыль в свое развитие.
— Какой вам видится стратегия развития СЭЗ на оставшиеся 25 лет? Чего не хватает в плане инфраструктуры и что может появиться уже в ближайшее время?
— Как я уже отмечал, стратегией развития СЭЗ «Витебск» является постоянное движение вперед, в том числе совершенствование и наращивание инженерной и транспортной инфраструктуры. На данном этапе мы решаем вопросы развития железнодорожных подъездных путей и электрических сетей.
Еще один стратегически значимый проект связан со строительством на территории СЭЗ многофункциональных производственных зданий площадью 20 тысяч квадратных метров, которые в последующем будут использоваться предприятиями-резидентами для реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, важным направлением развития является создание промышленных парков, которые планируется интегрировать со свободными экономическими зонами. Сейчас Министерство экономики разработало соответствующий проект Указа Главы государства. В перспективе его реализация позволит более эффективно возводить необходимую инфраструктуру на площадках СЭЗ и при этом получить доступ к дешевым финансовым ресурсам, что в свою очередь однозначно даст очередной толчок нашему развитию.
— Задумывались ли о том, в каком состоянии хотели бы передать дела последователям, которым предстоит работать ближе к завершению срока функционирования СЭЗ?
— На этот вопрос отвечу, пожалуй, поговоркой: «Главное в жизни — не наследить, а оставить след».
30 июля 1996 года четверка самолетов ИЛ-76МД (ведущий — командир 339 ВТАП полковник Александр Серов) последними покинула аэродром Витебск-Северный. Через три года опустевшая территория бывшего военно-транспортного авиационного полка и законсервированная (также с 1996 года) площадка бывшего радиотехнического завода, переданная ОАО «Витязь», были включены в состав СЭЗ «Витебск». В числе аргументов «за» создание СЭЗ — выгодное геополитическое положение Витебщины, а определенные под размещение СЭЗ площадки позволяли на тот момент без значительных капитальных вложений реализовывать разнообразные инвестпроекты, в оптимальные сроки развернуть производство конкурентоспособной продукции. Кроме того, создание СЭЗ «Витебск» должно было не только эффективно использовать и активизировать экспортный потенциал региона, но и заметно ослабить социальную напряженность, возникшую на тот момент в результате реструктуризации крупных промышленных предприятий.
Уже за первый с момента образования год (2000-й) СЭЗ «Витебск» вышла на лидирующие позиции в стране. Администрация СЭЗ во главе с Леонидом Ивановичем Шевченко сформировала пакет документов, определяющих правила деятельности СЭЗ, и приступила к реализации первых проектов.
За год специалисты администрации рассмотрели более 50 предложений от иностранных и отечественных инвесторов. К реализации принято восемь проектов. Уже в 2001 году количество резидентов удвоилось, а численность работников на предприятиях превысило
500 человек. Для сравнения: сегодня на предприятиях-резидентах трудится более 16 тысяч человек.