Хвалить за хорошую работу — дело приятное. Но иногда поведение сотрудников [1] нужно скорректировать. Тогда на помощь приходит критика. При этом важно критиковать так, чтобы команда не потеряла боевой дух. Вам помогут правила конструктивной критики [2].
1. Хвалите публично, критикуйте лично.
Негативную обратную связь всегда лучше давать без присутствия других коллег, потому что в этой ситуации неприятно всем. У критикуемого возникает желание защититься, чтобы не потерять лицо перед командой, а у остальных повышается чувство тревоги. Самое плохое, что можно придумать — это жесткая критика в рабочем чате на глазах у всего коллектива. Чтобы диалог прошел конструктивно, указывайте на проблемы в личном разговоре 1 на 1.
2. Опирайтесь на факты, а не оценочные суждения.
Факт: «Когда произошло вот это, мне не понравилось такое-то твое действие, в будущем хочется, чтобы ты поступал вот так: “пример”».
Оценка: «Ты повел себя безответственно».
Оценочные суждения не несут в себе важной информации, а лишь обижают собеседника. Так что перед разговором постарайтесь вспомнить конкретные ситуации и действия, ссылайтесь прямо на них.
3. Не накапливайте критику.
Влиять на поведение других лучше понемногу, а критику выдавать маленькими порциями. Если разом вывалить на команду кучу проблем, у них появляется чувство безысходности, бренности мира и несправедливости космоса. Такое происходит, когда руководитель ждет «подходящего момента», чтобы поговорить о проблемах.
Предпочтительнее критиковать в реальном времени или сразу после. Не затягивайте с критикой. Причем лучше всего указывать на конкретное событие, которое свежо в памяти.
4. Начинайте с похвалы.
Укажите на то, что человек делает хорошо, и только потом проговорите зоны роста. Любая обратная связь будет эффективнее, если для начала сосредоточиться на хорошем. Не только потому, что это приятно. Если вам нравится какое-то действие коллеги, его можно укрепить положительной обратной связью.
5. Используйте уточняющие вопросы.
«Объясни, как ты пришел к решению», «Из чего ты исходил?». Такие вопросы помогают понять корень проблемы не только вам, но и вашим коллегам.
6. Не критикуйте в переписке!
Если вы по жизни избегаете трений и конфликтов, скорее всего, вам захочется отправить неприятную критику сообщением. Добрый совет: поговорите лично. В переписке велика вероятность понять друг друга неправильно.
7. Дождитесь, когда эмоции утихнут.
Всем тяжело, и вам, наверняка, тяжелее всех. Жесткая критика других снимает раздражение и помогает расслабиться. Но она не улучшает поведение тех, кого вы критикуете. Скорее, наоборот: такая критика создает сопротивление и неприятие. Начинать разговор стоит на холодную голову, когда все эмоции схлынули.
Ссылки в статье:
[1] сотрудников: https://vitebsk.1prof.by/news/%f0%9f%94%b9-sotrudniki-007-i-kak-ix-snyat-s-vashej-shei/
[2] критики: https://www.kadrof.ru/articles/25503