Сотрудники 007 и как их снять с Вашей шеи
0 мотивации, 0 желания работать и 7 чаепитий за час – идеальная формула работника, который вместо выполнения своих прямых обязанностей старательно пытается их «перекинуть» на своего же руководителя или другого сотрудника.
Как им противостоять?
Если вы руководитель:
1.Учитесь задавать вопросы!
Не заканчивайте диалог на фразе человека «я не знаю что делать». Задайте встречный вопрос: «А если бы ты знал, что делать в этой ситуации, то что ты предложил?». Не давайте готовых решений. Это прямой путь к тому, что Вы будете выполнять на 80% их объём задач.
2.Обучайте людей.
Сотрудник применяет обратное делегирование тогда, когда у него недостаточно знаний и навыков для выполнения той или иной задачи. Ваша задача как руководителя сформировать навык у подчинённого, чтобы у него не было в себе сомнений и не было повода постучать Вам в дверь. «Кто им поможет как не я… Да и не справятся они. Сделаю сама»
Если этот внутренний диалог Вы ведете не о своих детях, а о подчинённых, то очень скоро Вы обнаружите, что они удобно устроились у Вас на шее. И, скорее всего, они не будут долго думать о том, а справитесь ли Вы с высокой нагрузкой. Если эта ситуация повторяется и постепенно становится нормой, есть все основания насторожиться: вам грозит незавидная и унизительная участь корпоративной тягловой лошади. По статистике каждый пятый работник не в состоянии отказать руководству и сослуживцам, взваливающим на него нештатные обязанности и без зазрения совести использующим в своих интересах его бескорыстную готовность прийти на помощь. Причины корпоративного альтруизма разные. Один не может сказать нет в силу врожденной деликатности и мягкости характера, а также привитой с воспитанием склонности уступать другим. Другой боится испортить отношения с коллегами и боссом, поставить под сомнение свой статус незаменимого профи или прослыть своекорыстным эгоистом. Третьи позволяют садиться себе на шею в надежде на повышение в должности и стремительное продвижение по службе. Причем чаще всего превращение сотрудника во вьючного мула фирмы происходит исподволь, незаметно для него самого. Это сотрудники – 007 и вы не знаете, как их снять с Вашей шеи.
Искусство говорить «нет»
Самое очевидное и естественное решение проблемы – дать от ворот поворот бесцеремонным коллегам – является для безотказных сотрудников наиболее трудным: большинство из них в силу этических установок и воспитания просто не в состоянии сказать нет в ответ на просьбу о помощи. Так что распутывать клубок проблем следует с пересмотра своих ценностных приоритетов. Проанализируйте, что именно мешает вам в одночасье избавиться от амплуа офисной матери Терезы. Возможно, вам льстит внимание сослуживцев, а их просьбы о помощи вы расцениваете как свидетельство вашего профессионализма. Однако еще Шекспир сказал: «Обманывают зеркалом медведя, капканом – льва, а человека – лестью». Стоит ли позволять коллегам обводить вас вокруг пальца с помощью нехитрых приемов психологической манипуляции? Или, быть может, вы дорожите дружбой с другими сотрудниками и опасаетесь утратить их расположение? В этом случае подумайте, стоит ли назвать приятельскими отношения, основанные на игре в одни ворота. Или, возможно, вы с младых ногтей привыкли ставить во главу угла бескорыстие, взаимопомощь и чистосердечный альтруизм. Помните, что рядом с вами сотрудники 007 и как их снять с Вашей шеи-ваша задача.
Это замечательные качества, однако в профессиональной сфере они применимы, пожалуй, только при работе в благотворительной организации. В другой структуре ваше время, знания и навыки являются рыночным товаром, а коллеги – вашими конкурентами в положительном смысле этого слова. Так что ваша готовность разделить с сослуживцами бремя их должностных обязанностей в этой ситуации просто неуместна, а иногда и откровенно вредна, причем для вашей же карьеры.